1) Перед началом повествования о самом крошечном регионе современной России в лице Калининградской области, который по размерам соответствует от силы половине Брянской области и среди других стран сравнится с Кувейтом, Черногорией, Катаром, хотел бы выделить моментально бросающуюся особенность этой области в виде непривычного для жителя континентальной России облика подъездов в старых немецких жилых домах. Перед вами что ни на есть довоенный жилой фонд бывшей восточной Пруссии, на который я хотел бы концентрированно обратить ваше внимание.
Давайте посмотрим.
IMG_8808.JPG2) Кёниг и вся область — уникальное и сюрреалистичное место, но это невозможно почувствовать без подготовки. Когда начинаешь задумываться о происходящем вокруг, всё начинает превращаться в какой-то сюр. Это нереально, это какой-то роман Стругацких или американская ретро-фантастика про искаженную историю и попаданцев. В этом месте историю взяли и искусственно развернули. Так не должно быть, всё это странно, но при этом слишком реально. Но почувствовать это просто очень здорово, когда вглядываешься, включать воображение и пытаешься представить как и что здесь было раньше.
DSC_0459.JPG

3) По мнению Ильи Буяновского varandej в прекрасном фундаментальном репортаже Ода немецкой архитектуре отмечал: «В архитектуре присутствуют как бы два начала — литературное и музыкальное. Литература — это, скажем так, сюжет и слог. В России, Австро-Венгрии, Польше действительно каждый старый дом словно рассказывает историю. Ну а музыка архитектуры — это её ритм. Немецкие дома потрясающе ритмичны, они в общем-то ничего не рассказывают, но их натурально слушаешь взглядом. Немецкий город — это мелодия перестуков. И не случайно из немцев и австрийцев вышли Бах, Бетховен, Моцарт…».
IMG_8780.JPG

4) „Ритм это понуждение. Он порождает непреодолимую охоту подражать, согласоваться с ним; не только шаг ноги, но и сама душа следует такту и как, вероятно, заключали, — и души богов. И их пытались понуждать с помощью ритма и приобретать власть над ними“.
Фридрих Ницше
IMG_8778.JPG

5) Другой немецкой «фишкой» следует назвать отношение к деталям. На первый взгляд германская архитектура очень строгая, такого буйства деталей, как в Австро-Венгрии, тут не увидеть. Но излюбленный немецкий приём — это какая-нибудь одна очень веская деталь, вписанная в строгий дом (для меня здесь подобной веской деталью стал светильник над подъездом).
IMG_8779.JPG

6) Начнём с Калининграда и отправимся на улицу генерала Озерова, где для подборки нам интересен краснокирпичный т.н. Дом поощрения ремесел и промыслов по улице Генерала Озерова 20-24, построенного в 1920-х гг. в целях борьбы с безработицей. Нумерация домов здесь не по одной самой постройке, а по подъезду, он же как и отдельный дом.
DSC_0198.JPG

7) Главная его «фишка» — барельефы, изображающие разного рода ремесленный люд. Созданы же они были скульптором Эрнстом Филитцем, учеником известного в начале 20-го века немецкого скульптора Германа Брахерта. Сам же Эрнст Филитц погиб в апреле 1945 года во время штурма Кёнигсберга советской армией.
IMG_8804.JPG

8) Один из входов в т.н. Дом техники 1924-1925 гг. постройки в стиле «Новой вещественности» (современный торговый центр «Эпицентр»). На фото- горельеф «Каменотёс» скульптора Германа Брахерта.
IMG_8803.JPG

9) Это пример подъезда на улице Богдана Хмельницкого.
IMG_8806.JPG

10) И интересная деталь…декроттуар — приспособление для очистки обуви от грязи и снега, располагающееся у входа в дом. В простейшем исполнении представляет собой скобу, вбитую в землю у входной двери или размещенную на крыльце.
IMG_8807.JPG

11)
IMG_8809.JPG

12)
IMG_8810.JPG

13)
IMG_8811.JPG

14) Барельефы и скульптуры, украшающие каждый подъезд. В Кёнигсберге располагалась художественная академия, мастерские которой «снабжали» подобными украшениями целые районы города. Интересно — хозяин каждой квартиры вешал их по своему вкусу, или дом изначально проектировался именно так?
DSC_0909.JPG

15) Возможно, это восходит к ганзейским временам, когда ещё не было почтовых адресов, и каждый дом имел имя и скульптуру-символ.
DSC_0324.JPG

16)
DSC_0435.JPG

17) Переместимся в Гусев (Гумбиннен). Перед вами пример «гитлеровской хрущёвки».
IMG_8776.JPG

18) Внутри «падика».
IMG_8775.JPG

19)
IMG_8801.JPG

20)
IMG_8802.JPG

21)
IMG_8795.JPG

22)
IMG_8793.JPG

23)
IMG_8799.JPG

24) Подъезд одного общежития.
DSC_0407.JPG

25)
DSC_0410.JPG

26)
DSC_0500.JPG

27) Советск (Тильзит)
IMG_8792.JPG

28)
IMG_8812.JPG

29)
IMG_8797.JPG

30)
IMG_8791.JPG

31)
IMG_8783.JPG

32) Черняховск (Инстербург)
DSC_0437.JPG

33)
IMG_8786.JPG

34)
IMG_8787.JPG

35) Квартал «Пёстрый ряд» архитектора Ганса Шаруна, осевшего в Инстербурге после Первой Мировой войны, и отсюда начавший свой путь на Берлин. Начинавший с экспрессионизма и «новой вещественности», после войны он стал известен как один из первых представителей «органической архитектуры», ну а «Пёстрый ряд» — одна из его первых работ 1921-24-гг. постройки. А во-вторых, в таком стиле застроены окраины большинства европейских городов, но этот район — у истоков.
IMG_8788.JPG

36)
IMG_8789.JPG

37)
IMG_8794.JPG

38)
DSC_0526.JPG

39)
IMG_8785.JPG

40) Янтарный (Пальмникен).
IMG_8781.JPG

41)
IMG_8782.JPG

42)
IMG_8784.JPG

43) Озёрск (Даркемен)
DSC_0091.JPG

44)
IMG_8805.JPG

45) Светлогорск (Раушен). В следующем репортаже — небольшой сравнительный ретро-пост 5 летней давности из поездки в Берлин, где посчастливилось пожить месяц в ГДРовском жилом доме 1960-х гг. постройки, схожим по облику с домом на 17 фото.
DSC_0096.JPG

Оригинал

Автор Kirill Moiseev

Родился в Клинцах, Брянская область. Живу в Каире. Учитель истории, арабского языка, блогер, путешественник.

Написать комментарий